
В последние годы количество дел в арбитражных судах растет. Однако далеко не каждый предприниматель знает как подать иск и на какие ключевые моменты нужно обратить внимание. Рассмотрим особенности урегулирования споров в арбитражных судах, а также рекомендации специалистов по способам выигрыша дела.
Арбитражное урегулирование споров
Арбитражный суд рассматривает любые дела, связанные с экономической деятельностью различных юридических лиц, ИП и организаций. Конфликт будет признан экономическим в тех ситуациях, когда они связаны с имущественными правами, финансовыми обязательствами и предоставлением определенных услуг или товаров.
Арбитражные юридические споры можно классифицировать по нескольким основным группам:
- Договорные споры. Дела, попадающие в эту категорию связаны с нарушениями условий договоренностей, заключенных между несколькими компаниями. Обязательной чертой данной группы будет наличие конкретного договора, условия которого были проигнорированы одной из сторон.
- Арбитражные налоговые споры. В последнее время наблюдается увеличение количества дел данного типа. Обязательной характеристикой налоговых споров считают обязательное участие в процессе налоговой инспекции, которая может выступать в качестве ответчика, если зафиксировано противозаконное взыскание денег, или истца – когда предприятия отказываются уплачивать налоговые отчисления.
- Арбитражные корпоративные споры. Это один из специфических типов арбитражных конфликтов, так как они происходят между представителями одной организации. В частности, споры могут возникнуть между акционерами, пайщиками, учредителями и совладельцами.
- Банкротство. Механизм банкротства часто используется в мошеннических целях, потому суд демонстрирует повышенное внимание к спорам данной группы. Чаще всего предприятия объявляют себя банкротами, когда не имеют достаточных ресурсов для погашения текущих задолженностей.
- Споры в арбитражном суде о правах собственности. Здесь участники конфликта не могут распределить, кому из них какое имущество принадлежит, и какие на это имеются основания. Чаще всего бывает, что на один и тот же ресурс претендует сразу несколько юрлиц, которые не могут разобраться между собой мирным путем.
- Реорганизация, ликвидация и создание организаций. Когда юр. лицо только создается, проходит реорганизационные процессы или прекращает свою деятельность, споры часто имеют место быть. Так, учредители не могут разобраться с проблемами и начинают распродавать имущество, в то время как акционеры выступают категорически против подобного развития событий.
- Обжалование решений. Споры данного типа возникает тогда, когда администрация субъекта принимает определенное решение в обход интересов акционеров и совладельцев, игнорируя их протесты.
Порядок рассмотрения споров в арбитражном суде
С 2016 года законодатель ввел обязательный досудебный арбитражный порядок разрешения спора. Сделано это было для того, чтобы хоть немного разгрузить арбитражи, на долю которых пришлось огромное количество дел, связанных с экономическими вопросами.
Досудебный порядок споров в арбитраже предполагает, что прежде чем идти в суд, необходимо составить официальную претензию и направить ее ответчику. С большой долей вероятности появляется шанс избежать судебного процесса и завершить конфликт цивилизованным и интеллигентным способом.
На досудебный порядок дается 30 дней. Если по истечении указанного временного отрезка стороны не пришли к взаимопониманию или же претензия была проигнорирована, тогда можно начинать судебное разбирательство.
В целом, в арбитраже порядок разрешения споров будет происходить в несколько этапов:
1. Подготовка претензии
Претензия составляется в письменном виде и в формате требования к ответчику об исполнении определенных обязательств, которые он возложил на себя согласно ранее заключенным договоренностям. При этом указанные требования должны быть четкими и конкретизированными. Например, до определенной даты погасить задолженность или выполнить услугу.
Направление претензии выступает как необходимость, и чисто формального характера здесь нет. Если в итоге дело окажется на рассмотрении в суде, факт отправки претензии и ее содержание будут тщательно проверяться.
При отправке претензии нужно учитывать следующие важнейшие моменты:
- Документ должен составляться исключительно в письменной форме;
- К ответчику нужно предъявить четко сформулированные требования;
- Документ должен ссылаться на действительные нормы законодательной базы, которые были нарушены ответчиком;
- Сумма претензии (если речь идет о денежных ресурсах);
- Наличие доказательной базы и перечень всех приложенных к претензии документов.
Нужно отметить, что в случае, если претензия останется без ответа, все требования, обозначенные в ней, должны быть продублированы в судебном иске. В противном случае заявление к рассмотрению судом принято не будет и разрешение споров в арбитражном суде будет невозможным.
2. Отправка претензии
Факт получения претензии ответчиком должен быть доказан, особенно в ситуациях, когда дело дойдет до суда. Потому, существует несколько вариантов отправки претензии:
- Личная передача претензии представителям ответчика с отметкой о вручении;
- Отправка документа почтовым переводом, а именно заказным письмом с уведомлением о получении;
- Использование курьерских служб с накладной, где будет указана вся переданная документация.
Если истец предпочитает воспользоваться услугами почтового перевода, ему необходимо будет дополнительно подготовить опись всех вложенных документов. Это необходимо, потому что суд, в случае инициирования дальнейшего разбирательства, потребует в качестве подтверждения факта отправки претензии почтовую квитанцию, уведомление о вручении и опись приложенных документов. При этом, на уведомлении должно быть указано ФИО должностного лица, которому была вручена претензия, его должность, а также личная подпись и печать организации.
3. Арбитражное рассмотрение претензии
Закон предусматривает, что досудебная претензия должна рассматриваться ответчиком в течение 30 дней. Если по прошествии указанного периода никакого ответа получено не было, а ответчик продолжает уклоняться от своих обязательств по договору, претензия может быть перенаправлена в суд.
Недобросовестные должники чаще всего стараются максимально долго затягивать процесс, чтобы не довести дело до суда. Для этого они вступают в переписку, направляя встречные претензии на имя истца.
Потому, досудебный порядок регулирования чаще всего играет в пользу ответчика, и сделать с этим ничего не возможно. Единственное, что может предпринять истец – заранее озаботится поисками контрагентов с высокой репутацией.
4. Исполнение всех требований
Данный вариант является наиболее предпочтительным, так как при получении претензии ответчик соглашается со всеми требованиями, и в течении 30 дней исполняет их в полном объеме. Как итог – взаимодействие между сторонами спора проходит без каких-либо проблем, они достигают поставленных задач и мирным путем находят эффективный механизм урегулирования своего конфликта.
Участие в судебном процессе опытного юриста всегда дает преимущества стороне, чьи интересы он защищает. Арбитражный адвокат в МКА «Рубикон» – узкоспециализированный специалист, обладающий достаточными познаниями правовой системы и экономических реалий. Он поможет максимально эффективно защитить интересы своего подзащитного и будет способствовать принятию окончательного решения в пользу клиента.
У вас остались вопросы?
Позвоните нам или оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.